17-19 октября, 2018

Первый Российский эстетический конгресс 2018

Санкт-Петербург

Если есть вопросы
(812) 328-94-21 (доб. 1849) 

Анонсы секций

Секции по ключевым темам в истории и теории эстетики:

- История эстетики – история эстетизации
(руководитель: С.Б.Никонова, Л.Ю.Яковлева)

Никонова С.Б.jpgЯковлева Л..jpg

Примерная тематика:
    - Эволюция и трансформации классической эстетической теории;
    - Становление homo aestheticus:
специфика эстетической позиции новоевропейского человека;

    - Эстетизация и искусство: от классики к современным экспериментам;
    - Эстетическое измерение философских концепций XX – начала XXI вв.;
    - Пути и тропы эстетизации. Эстетизация за пределами эстетики.

- Эстетика пост(smart)модерна
(руководители: Б.Г.Соколов, Н.О.Ноговицын)

Соколов.jpgНоговицин.jpg

Секция посвящена анализу статуса эстетики и современных артпрактик в ситуации Интернета.

Примерные поля для обсуждения:
- После переломов и трансформаций: гипер-модерн, пост-пост-модерн пост(smart)модерн;
- Эстетика без искусства и искусство без эстетики;
- Пост-, транс- и смарт-эстетика и медиальная зона Интернета;
- Дизайн и образ эстетиза Интернета;
- Оцифровка и мимезис реальности;
- Чувственность в эпоху пост-пост и смарт-модерна;
- Философия искусства на полях Интернета;
- Искусство в эпоху цифры;
- Новая визуальность и новые модели артпрактик;
- Концепт и чувственность в эпоху цифровых медиа.

- Новые теории, методы и проекты эстетики        
(руководители: Б.В.Орлов, И.М.Лисовец)

Орлов.jpgЛисовец.jpg
      Предполагается рассмотрение перспектив развития современной эстетики в тесной связи с быстро меняющимся эстетическим и художественным опытом.
    Традиционная эстетика оказалась несинхронной реальным процессам эстетизации и артификации бытия здесь-и-сейчас. Основная проблема состоит в том, как адекватно философско-эстетически соответствовать этому "вызову". Способны ли прежние теории и методологии быть адекватными ситуации, более того, перспективными?
  Гипотеза обсуждения состоит в понимании современной эстетики как проективного философствования, когда самым главным становится мышление проектами в сфере эстетики и ее ангажированность на данной основе.
   В этой связи на секции приветствуется как переосмысление прежних методологий в аспекте их устремленности в сторону, противоположную пост- , так и новации с их конкретными маргинальными выходами - проектами. Pro Marginem!
Одна из важных тем для обсуждения - создание электронного словаря онлайн по современной философии искусства на основе российского эстетического медийного кластера (портала).

       Предварительный "прогерменевтический круг" проблематики:
- Новое позиционирование эстетики: между историей, географией и медиа.
- Современная эстетика и проблема искусства жизни.
- Проективная эстетика как инновация.
- Актуальность современной аналитической эстетики.
- Феномен пост-грамотности: эстетическое измерение.
- Новации теорий современного искусства.
- Урбанистические арт- практики в эстетике проективизма.
- Арт-проекты в современной философии кино и в связи с ним.
- Пост-теории и кино как оно есть.
- Новая музыка как новая философия искусства.
- Техновозвышенное.
- Эстетика компьютерных игр.
- Эстетика онлайн: проект портала современной российской эстетики как медийного кластера.

- Эстетическое образование и эстетизация образовательной среды
(руководители: Р.А.Куренкова, Ж.В.Латышева)


Куренкова.jpgЛатышева.png


Предполагаемые темы для обсуждения: 

- эстетическое воспитание и художественное образование: проблемы, противоречия или гармония? 
    - эстетическое образование в учебных заведениях России: история и современность;
    - эстетическое образование и преподавание курсов эстетики в общих, средних и высших учебных заведениях в России и за рубежом: сравнительный анализ.

Секции по философской аналитике искусства:

- Историческое развитие и историческая память искусства
(руководители: Е.Н.Устюгова, Л.Е.Артамошкина)

Устюгова.jpg
Артамошкина.jpg

    Секция посвящена современным теоретическим исследованиям проблем исторической динамики художественного процесса и эволюции форм сохранения памяти в искусстве. Осмысление современного состояния искусства и его места в прошлой и будущей истории культуры требует критического анализа существующих методологий, выявления горизонтов новых теоретических, методологических идей и подходов.

        На заседаниях секции предлагается рассмотреть следующие проблемы:
        - место философии истории искусства в структуре современной эстетики;
        - современное искусство в контексте метаистории;
        - соотношение традиции и новации, классики и нон-классики;
        - структурные формы исторической эволюции искусства (ритмы, циклы, стили);
        - проблема граничности в историческом бытии искусства;
        - искусство в условиях исторического перелома культурных парадигм;
        - историческая трансформация доминант культурных контекстов искусства (искусство и миф, искусство и религия, искусство и познание, искусство и мораль, искусство и политика, искусство и техника)
        - место искусства в современном культурном и социальном контекстах;
        - соотношение внутренних и внешних детерминаций искусства и источников его саморазвития;
        - векторы исторической трансформации художественного языка;
        - повторение и различие в исторической эволюции искусства;
        - механизмы сохранения и трансляции исторической памяти в искусстве;
        - формы памяти искусства на материале его различных видов: архитектуры, литературы, изобразительного искусства, музыки и др.;
        - авто/биографические формы искусства в их историческом развитии;
        - роль искусства в формировании стратегии сохранения культурной памяти.

- Современное искусство: позиции и практики          (руководители: А.Н.Фоменко, А.А.Бобриков)

Фоменко АН.jpgБобриков.jpg

Участникам секции предлагается обсудить ситуацию в современном искусстве.
     Ориентировочный перечень тем:

- Постмедиальное состояние в искусстве: истоки и итоги;
- Локальное и глобальное (художественные сцены Восточной Европы, Азии, Латинской Америки и т. д.);
- Назад в будущее: ретроутопизм;
- Институциональная критика: перспективы развития;
- Формализм и антиформализм;
- Современное искусство и массовая культура: проблемы взаимодействия.

- Философия творчества: художник и эволюция языка искусства
(руководители: О.А.Кривцун, С.С.Ступин)

Кривцун О.А..jpgСтупин С.С..jpg

Предлагаемые темы для обсуждения:
     - Сложная художественная лексика как выражение антиномичности сознания современного человека;
     - Зов предмета и глаз художника. Доминанты процесса формообразования;
     - Факторы превращения неклассических художественных форм в классические. Опыт рецепции и действие архетипов;
     - Экзистенциальный опыт человека: ответы искусства.

- Психоаналитическая арт-критика: истоки, проблемы, перспективы
(руководитель: Н.М.Савченкова)

Савченкова Н.М.jpg

        С момента своего возникновения психоанализ был 
предельно внимателен к искусству. Эстетическое событие служило не только предметом интерпретации, но, прежде всего, определяло горизонт понимания психической жизни, условий и практик субъективации. Фрейд, Абрахам, Ранк, Ференци, а затем Кляйн, Винникотт, Дольто, Лакан, Мельтцер, Бион, Ферро, Огден, - все они, не только создавали ту или иную психоаналитическую теорию, но расширяли границы чувственности, конституировали новый опыт, изменяли привычные соотношения эстетического и психического. 

   Задача участников этой секции – проанализировать истоки формирования психоаналитической критики, ее категориальный аппарат, очертить основную проблематику и конфликты психоаналитической критики, охарактеризовать современное положение дел в поле психоаналитического осмысления искусства, выявить актуальные тенденции и формы диалога между психоанализом и литературой, психоанализом и кинематографом, психоанализом и живописью.

- Эстетика и литература
(руководитель: А.А.Грякалов)

Грякалов.jpg

Темы для обсуждения:
- эстетическая рефлексия: стяженность творческого опыта и мысли;
- письмо: литература ― эстетика ― философия;
- антропо-логика литературы и эстетическая рефлексия;
- эстезис и логос в пространстве литературы, топологика смысла;
- русская литература: утверждающий эстетический жест;
- писатель-как-свидетель: формирование субъективности и субъекта;
- эстетика литературы: свидетельства утверждения;
- от литературного авангарда к эстетике события;
- эстетика письма и эстетический поворот: от текста к произведению;
- эстетика литературы: образы ― экзистенциалы ― концепты;
- феномен автора: «гость своего текста» ― «скриптор» ― «свидетель»;
- «Литературная клиника» («Радио России. Санкт-Петербург») в поисках утверждений.

- Эстетика кино: между теорией, практикой и критикой
(руководители: А.Е.Радеев, Н.В.Казурова)

Радеев АЕ.jpgКазурова.png

Предлагаемые темы для обсуждения:
- кинематографический опыт: границы и проблемы;
- что актуально, а что неактуально в эстетике кино?
- многообразие чувственности в кино: справляется ли с ним теория?
- власть документального – потеря художественного?
- кино в эпоху дигитального образа;
- формула жанра: интерпретация, переосмысление, деконструкция;
- эстетика национального – транснационального – глобального кинематографа;
- фильмический аттракцион иллюзий и зритель;
- кинематограф и арт-пространства: проблема взаимовлияния
- кино и видео-арт: кто кого?
- Кинотеатр – ТВ – VHS/DVD – YouTube: проблема носителя, проблема восприятия, проблема аффекта.

 Секции по формам взаимоотношения эстетики и смежных областей:

- Эстетика и власть
(руководитель: А.В.Смирнов)

Смирнов АВ.jpg
  • Темы для обсуждения на секции:
    - репрезентация власти в искусстве и художественных практиках;
    - красота власти: мифология политического образа;
    - влияние политики на эстетические теории и художественные практики;
    - роль эстетического в практиках власти;
    - проблема эстетической цензуры;
    - искусство как пространство политической борьбы.

- Культурологическая эстетика
(руководитель: Л.А.Закс)

Закс_Л.А..jpg

В современном философском и социогуманитарном мышлении все большую концептуальную, объясняющую роль получают системные представления о культуре как фундаментальном основании, хронотопе, способе существования и детерминанте любых явлений «мира человека». Отсюда, закономерная (и широко эмпирически подтверждаемая) тенденция «культурологизации» философских и социогуманитарных наук, в том числе эстетики. 
На секции «Культурологическая эстетика» предполагается рассмотреть различные аспекты взаимодействия эстетики и культурологии, специфику «проникновения» культурологии (всех ее субдисциплин: от общей теории (философии) культуры до прикладной культурологии) в философско-эстетическое сознание, дискурсы и исследовательские практики, особенности ее влияния на направленность (проблематику), методологию, категориальный аппарат и содержание эстетических исследований. 

Примерные пункты-ориентиры для осмысления и обсуждения 
1. Философско-мировоззренческие, научно-теоретические и социопрактические основания взаимодействия эстетики и культурологии, «культурологизации» современной эстетики. 
2. Основные логические параметры взаимоотношений/соотношений эстетики и культурологии и направления (аспекты) их практических взаимодействий. 
3. Специфика, содержание и границы культурологического подхода (подходов?) в эстетике: реальный опыт и мыслимый идеал. 
4. Многообразие концепций культуры и их возможный вклад в решение проблем эстетики. 
5. Методология культурологического подхода к эстетическому. Специфика, содержание, структура эстетического и объясняющие ресурсы культурологии. Социокультурные детерминанты эстетического: его деятельностные, институциональные, предметно-вещные, семиотические, информационно-коммуникативные, ментальные и духовные основания. 
6. Культурология эстетического сознания и эстетических ценностей: от Бахтина и Выготского до…? 
7. Методология культурологического подхода к искусству. Культурологический подход в структуре философско-эстетического анализа искусства: от абстракции «духа времени» к дифференцированным технологиям постижения многоаспектной социокультурной детерминации системы искусства. Объясняющие и понимающие ресурсы культурологии искусства. Границы культурологии искусства. 
8. Ресурсы и перспективы культурологического анализа новейшего искусства. Проблема «художественности» новейшего искусства в контексте современной культуры. 
9. Культурологический подход в системе методологического плюрализма современной эстетики. 
10. «Обратное» влияние эстетики на культурологию. Необходимость, возможность и перспективы «эстетической культурологии».

- Эстетика и смех
(руководитель: С.А.Троицкий, 
А.Г. Козинцев (Музей антропологии и этнографии РАН (Кунсткамера), Факультет свободных искусств и наук СПбГУ)

Троицкий С.А..jpgКозинцев А.Г.jpg

Примерные проблемы: 
    - Эстетика и смех без закидонов; 
    - Комическое как основополагающая категория эстетики;
    - Пародия;
    - Методологический потенциал пародии;
    - Пародия и деконструкция;
    - Ирония;
    - Смех как Поступок;
    - Критика способности смеха;
    - Комедия и катарсическое;
    - Комическое и экстатическое 

и др.

- Медиафилософия и эстетика
(руководитель: В.В.Савчук, К.А.Очеретяный)

Савчук В.В.JPGОчеретяный К.jpg


    Темы для обсуждения:
    - Перверсии гомогенной эстетики в формате новых медиа;
    - Медиа — условие формирования новых эстетических ценностей;
    - Интересы новых медиа в сфере эстетического;
     - Эстетика vs эстетизации медиасреды;
    - Дигитальная реанимация прекрасного;
    - Новая искренность, новаю чувствительность, новая эстетика;
    - Медиафилософия и медиаэстетика;
    - Как возможно медиаискусство?;
    - Медиавосприятие — недовосприятие?;
    - Культура медиакоммуникации;
    - Топология медиаэстетики;
    - Медиальный поворот — поворот человека к среде;
    - Цифровая форма чувства, представления и умозрения;
    - Ресурс медиаэстетики в аналитике актуального;
    - Проблема сакрального в медиареальности;
    - Медиаэстетика в формировании актуальной картины мира;
    - Интерфейсы: элементарные формы сетевой чувственности;
    - Восприятие в форме медиа;
    - Эстетическая медиабулемия;
    - Эстетика порнографии;
    - Разрешение медиа и чувство непосредственности;
    - От вуайеризма и дуайеризму;
    - Границы медиа — границы восприятия.

- Дизайн и эстетика
(руководитель: Г.Н.Лола)


Открытая секция
(руководитель: А.Е.Радеев)

Радеев АЕ.jpg
   Чем более интенсивно осваивается какая-либо территория, тем более условными становятся ее разметки. Метки на поверхности этой территории нужны ровно для того, чтобы их отбросить в пользу новых меток.
      Не удивительно, что какими бы разнообразными ни были бы рубрики, с которыми связана эстетика, неизбежны темы, проблемы, срезы эстетического поля, которые ускользают от любой рубрикации.
      Мы предлагаем принять участие в работе открытой секции всех, у кого интересы в эстетике не нашли отражения в тематике основных секций, но кто хотел бы поделиться своими идеями перед эстетическим сообществом.